Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Научное общество учащихся» в 5-х классах разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федеральных государственных стандартов основного общего образования (зарегистрирован в Минюсте 01.02.2011 № 19644);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федеральных государственных стандартов основного общего образования № 19644»;
- Инструктивно- методического письма Министерства образования и науки РФ « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 №03-296;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106 (рег.№19676 от 02.02.2011) «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучении в общеобразовательном учреждении» ( зарегистрирован в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер № 19993);
- Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов России»;
- Устава МБОУ СОШ №26
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №26
- Образовательной программы МБОУ СОШ №26 г. Южно-Сахалинска;
- Приказа «Об утверждении Перечня учебников для обеспечения образовательного процесса в МБОУ СОШ № 26 на 2016 – 2017 учебный год» от 18.02.2016 № 93;
- Приказа об утверждении Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ № 26 от 22.08.2016 г. № 382;
- Приказа об утверждении Учебного плана МБОУ СОШ № 26 от 22.08.2016 №383.
Актуальность программы
Рабочая программа кружка «Научное общество учащихся» в 5-х классах предназначена для
- развития у школьников творческих способностей и вырабатывания у них исследовательских навыков (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
- воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
- благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Рабочая программа кружка «Научное общество учащихся» в 5-х классах направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах многих наук.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Целями НОУ являются:
- Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
Задачи:
- Создание условий для самовыражения и самореализации;
- Углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры
- Развитие творческого мышления
- Совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности
- Формирование аналитического отношения к собственной деятельности.
- Популяризация научных знаний
- Утверждение престижа образования
- Вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности.
- Помощь в профессиональном самоопределении и обеспечение условий профессионального роста.
- Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей
Образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:
• информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
• эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
• нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
Место программы кружка «Научное общество учащихся» в 5-х классах в учебной деятельности
Настоящая программа составлена на 68 часов в 5 классе в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №26 из расчета 34 учебных недель.
Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год.
Содержание РАБОТЫ интеллектуального клуба «научное общество учащихся»
5 КЛАСС
- Удовлетворение профессионального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем, составление программ, разработка проектов и тем исследований.
- Руководство объединениями по интересам, организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
- Выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.
- Проведение научно-практических конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках.
- Редактирование и издание ученических научных сборников.
Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях.
Первое направление – это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) совместная работа над отдельными заданиями {подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
Второе направление – групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Третье направление – массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Нередко возникает ситуация, когда предполагаемая тема проект находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы. В этом случае определяется, кто из специалистов-консультантов (работающих в школе или представителей вузов) будет курировать работу. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом или рефератом под руководством учителя и с помощью консультантов.
План занятий НОУ на 2016-2017 учебный год
месяц
|
тема
|
цель
|
ответственные
|
Результат работы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
сентябрь
|
Организационное .Утверждение плана работы НОУ
|
Рассмотрение плана работы и его редактирование
|
Маренникова Т.С.
|
План
|
октябрь
|
Подготовка и проведение конференции НОУ
|
Обсуждение и утверждение названия, эмблемы, девиза
|
Маренникова Т.С., совет НОУ
|
Папка материалов
|
ноябрь
|
Работа научных секций. Содержание тематики секций
|
Обсуждение тематики научных работ учащихся
|
Руководители секций, совет НОУ
|
Памятки по работе секций
|
декабрь
|
Подготовка к участию членов НОУ в школьных и муниципальных олимпиадах по предметам
|
Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах
|
Учителя-предметники, руководители методических объединений
|
Справка о результативности
|
декабрь
|
Подготовка к участию членов НОУ в школьной научной конференции
|
Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в школьной научной конференции
|
Учителя-предметники, руководители методических объединений
|
Программа школьной научной конференции
|
декабрь
|
Подготовка
Недели Науки.
|
Обсуждение плана Недели Науки
|
Руководители методических объединений
|
Проект Программы Недели Науки
|
январь
|
Проведение
Недели Науки.
|
Утверждение плана Недели Науки
|
Руководители секций
Руководители методических объединений
|
Программа Недели Науки
|
январь
|
Подготовка к участию членов НОУ во всероссийской олимпиаде
|
Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах
|
Учителя-предметники, руководители методических объединений
|
Методический бюллетень
|
февраль
|
Подготовка учебных проектов
|
Методическая помощь
Консультирование
|
Маренникова Т.С, Учителя-предметники
|
Методические рекомендации
|
март
|
Подготовка к научной ученической конференции
|
Отбор учебных проектов
|
Маренникова Т.С.
|
Итоги экспертизы учебных проектов
|
апрель
|
Научная конференция
|
Анализ результатов работы за учебный год. Парад секций НОУ
|
Совет НОУ
|
Программа конференции
Сборник учебных проектов
|
|